Профилактика суицидального поведения детей и подростков
(рекомендации для классных руководителей)
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков:
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
- прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
- косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки. Подросток может:
- раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки суицида;
- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству,
следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Как с ним надо разговаривать |
||
Если вы слышите… |
Обязательно скажите |
Не говорите |
«Ненавижу школу» |
Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать? |
Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй! |
Все кажется таким безнадежным… Что толку?.. |
Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь |
Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе |
Всем было бы лучше без меня |
Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит |
Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом |
Вы меня не понимаете! |
Скажи мне, как ты себя чувствуешь: действительно хочу это знать |
Кто же может понять подростка в наши дни? |
Я совершил скверный поступок |
Давай сядем и поговорим об этом |
Что посеешь, то и пожнешь |
Что если у меня не получится |
Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное |
Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался! |
Необходимо при этом:
- отнестись серьезно ко всем угрозам; пусть специалист решает, не проделки ли это;
- говорить открыто и прямо; дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно;
- слушать с чувством искренности и понимания;
- отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;
- прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки человеку, нуждающемуся в помощи; заключить «соглашение о несовершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка или подростка не причинять себе боль никоим образом;
- подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет; пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка (подростка) из кризисного состояния; доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу; остаться с ребенком (подростком); если надо уйти, оставить его на попечении взрослого;
- установить, насколько данная ситуация стала кризисной и суицидоопасной; выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сорванной моральной мотивации», выступающие в качестве антисуицидальных факторов. Таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, поддержать собственный престиж и т.д.
Чего делать не надо:
- не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить»; не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство;
- не пытаться применять прямо противоречивые психологические приемы на ребенке (подростке), помышляющем о самоубийстве; не оставлять там, где находится подросток, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно; не пытаться выступить в роли судьи; не думать, что ребенок ищет только внимания; не оставлять его одного; не держать в секрете того, о чем вы думаете; обратиться за помощью к более квалифицированному специалисту.
Памятка "Профилактика суицидального поведения детей и подростков" (скачать)